По следам известных композиторов в Вене

Здание Государственной оперы

Билеты в Оперу лучше заказывать заранее на сайте, а если вы не успели этого сделать или не готовы выло-жить значительную сумму, почти на каждый спектакль можно купить «стоячий» билет перед началом спектакля. Билеты на такие места, которые находятся сразу за партером, начинают продаваться за час до спектакля (то есть обычно в 18.00) не в главной кассе, а в той, что со стороны улицы Опернгассе (если смотреть на Оперу с Ринга, на левой стороне здания) и стоят 4 евро. Желающих много, поэтому лучше прийти чуть заранее. Все места, в том числе стоячие, оборудованы маленькими экранами, на которых появляется перевод текста оперы на английский и, если она иностранная, немецкий языки.

На той же улице Опернгассе находится прекрасный музыкальный магазин, полностью посвященный опере — там можно найти запись любого, даже самого редкого произведения.

Если идти далее по Рингу, справа от нас будет городской сад Бурггартен  с памятником Моцарту, но мы от Оперы продолжим путь по популярной туристической улице Karnterstrasse, на левой стороне которой нам вскоре попадется один из крупнейших музыкальных магазинов Вены. Здесь огромный выбор дисков, причем не только классической музыки. Не бойтесь покупать недорогие диски с прилавков с надписью Angebot («Спецпредложение») — это не бра-кованный товар, а, как правило, пе-реиздания записей, по которым зву-козаписывающие компании уже не должны выплачивать отчисления музыкантам, поэтому и стоят они значительно дешевле.

По торговой Кернтерштрассе с ее обилием магазинов вы наверняка пройдете, однако в рамках нашей прогулки стоит смотреть не по сторонам, а под ноги — здесь расположена

местная «аллея звезд». Она посвящена знаменитым музыкантам, чье имя так или иначе связано с Веной. Помимо звезд уже упоминавшихся персонажей, здесь можно встретить звезды и великого венецианца Антонио Вивальди, окончившего свои дни в Вене, и любимой женщины двух гениев — Шумана и Брамса — пианистки Клары Шуман, и «неистового венгра» Ференца Листа, и многих других композиторов и исполнителей.

Если свернуть налево, на Доннер-гассе (Donnergasse), и пересечь площадь Нового рынка, можно попасть на улицу Шпигель-гассе (Spiegelgasse), где в О доме №11 жил и умер Антонио Сальери , о чем возвещает мемориальная табличка. Скорее всего, он не убивал Моцарта, хотя бы потому, что был вовсе не неудачником, а очень успешным и уважаемым композитором и воспитал несколько поколений учеников. На соседней Сайлергассе (Seiler- gasse) , в доме 18, жил знаменитый певец начала XIX века Ми-хаэль Фогль, лучше всех исполнявший песни одного из учеников Сальери-Франца Шуберта.

Сальери, в то время придворный дирижер, первым заметил исключи-тельно одаренного юного Шуберта и рекомендовал его к учебе в Акаде-мической гимназии. После ее окон-чания Сальери сделал Шуберту еще один подарок — три года собствен-ных частных уроков музыки.

Улица Картнергассе приведет нас к собору Св. Стефана (Stephansdom) (ЕЗ F4), или Штеффи, как называют его венцы. Собор тоже можно считать музыкальной достопримечательностью Вены хотя бы потому, что для него было написано множество шедевров духовной музыки. Здесь, как и в других храмах Вены, часто проходят концерты этой музыки, о чем говоря! афиши у входа.

Кстати, прекрасно исполненную духовную музыку в соборе можно послушать и совершенно бесплат но — для этого достаточно прийти в воскресенье утром на мессу. Вход в храм открыт для всех, включая пред ставителей других конфессий, и ес ли вы не будете мешать общей мо литве и расположитесь подальше от алтаря, на вас никто косо не посмо трит. Что именно будет исполняться на ближайшей мессе, также можно узнать из объявлений.

Однако самое интересное для ме ломана место поблизости — это единственный в Вене дом-музей, вероятно, самого знаменитого композитора в мире — Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791 ) (Mozarthaus) известный какQ«Дом Фигаро» ИМЯ Моцарта, пожалуй, стало даже слишком раскрученным «брендом» в туристической индустрии Австрии, но это, разумеется, не делает хуже его музыку. Если Гайдн стал создателем классических жанров — симфонии, сонаты, струнного квартета, — то в творчестве «Вольфи» они достигли высшего совершенства. Его поздние симфонии, кон церты, оперы и знаменитый «Рекви ем» — среди лучшего, что было когда-либо написано на Земле. В этом доме Моцарт со своей женой Констанцей (сестрой другого извест ного композитора — Карла Марии фон Вебера) прожил с 1784 по 1787 год и написал, в частности, «Женитьбу Фигаро» (отсюда и на звание дома). Музей рассказывает о жизни Моцарта и Вены его эпохи. Еще один дом-музей Моцарта в Австрии находится в Зальцбурге, в до-ме, где он родился.

На карте Вены остается еще два очень важных музыкальных адреса, которые мы не посетили: это квартиры «короля вальса» Иоганна Штрауса- сына и последнего из «большой тройки» венских классиков — Людвига ван Бетховена. Они находятся примерно на одинаковом расстоянии от дома Фигаро, но… в противоположных сторонах. Мы опишем оба места, а вам уж решать, какой маршрут выбрать.

О Квартира Иоганна Штрауса (Johann-Strauss-Wohnung), автора неофициального гимна Вены «На прекрасном голубом Дунае» и десятков других популярных вальсов и полек, а также знаменитых оперетт, находится на острове между Дунайским каналом и самим Дунаем. Надо по узким улочкам старой Вены выйти на набережную Франца-Иосифа (Franz- Josefs-Kai) и перейти по мосту Штраус, которого на гастролях в Санкт-Петербурге именовали Иван Страус, занимал довольно большую квартиру, обстановка которой не-плохо сохранилась. Можно посетить гостиную композитора, в которой собирались его друзья, в том числе Брамс, увидеть скрипку, на которой играл сам Штраус, и нарисованные им самим карикатуры.

Бетховену. Интересно, что в других квартирах дома живут обычные люди, и пока поднимаешься к квартире нелюдимого Людвига, видишь таблички с фамилиями жильцов и даже их обувь — как будто соседей Бетховена. Обстановка квартиры небогата, интерес, скорее, представляет само помещение. В музее можно увидеть клавесин Бетховена и послушать фрагменты его самых знамени-тых сочинений.

В пригородах Вены можно посетить еще три дома, в которых жил Бетховен. Бетховен в 1802 году писал свою вторую симфонию и там же его настиг первый сильный приступ глухоты, что побудило составить его так называемое Хайлигенштадтское завещание, которое и находится в музее. Также здесь можно увидеть посмертную маску композитора.

Дом Пасквалати

Большой популярностью в Вене пользуется Народная опера , оригинальное здание которой, похожее на небольшой замок, расположено на улице  Wahringer Strasse, 78 (на той же улице, в доме 41, кстати, жил Антон Брукнер; метро Wahrin- gerstrasse-Volksoper). Опера была основана в 1898 году сначала как драматическии театр, однако уже в 1903 году на ее сцене появились оперы и оперетты. После войны репертуар театра пополнился также мю-зиклами. В целом Народная опера соответствует более «народным» вкусам, но при этом составляет серьезную конкуренцию Государственной опере и в самых серьезных постановках.

Первоначально симфония была посвящена Наполеону, но когда вспыльчивый Бетховен узнал, что тот провозгласил себя императором, он в гневе разорвал первую страницу партитуры, и с тех пор симфония посвящена безымянному «героическому человеку».

Если у вас нет времени или желания посещать дома-музеи знаменитых музыкантов, «компактным» знакомством с великими может стать… посещение кладбища. Центральное кладбище Вены является своеобразным музеем под открытым небом из-за большого количества известных людей, нашедших здесь последнее пристанище. На центральной аллее расположена группа самых посещаемых захоронений великих композиторов. Центром свое-образного «ансамбля» является надгробие Моцарта с плачущим ангелом.

Наконец, в известном своими це-лебными источниками курортном Бадене, в доме на улице  Rathausgasse, 10, уже окончательно потерявший слух Бетховен писал в 1823 году, возможно, свой главный шедевр — Девятую симфонию. О величии этой музыки говорит то, что она не только стала гимном Евросоюза, но и ее запись была отправлена на корабле «Вояджер-2» в космос, чтобы представители внеземного разума, если его встретят, могли получить представление о культурных достижениях нашей планеты.

Несмотря на всю свою славу, Моцарт был человеком низкого сословия, которому по тем временам полагалось быть захороненным в общей могиле. Место его похорон никак не было зафиксировано, поэтому настоящая могила гения утеряна, вероятно, навсегда. Таким образом, это всего лишь своеобразный памятник композитору, однако другие могилы здесь настоящие. Ближе всего к Мо-царту покоятся Бетховен и Шуберт, чуть далее расположены надгробия Штрауса, Брамса, Малера и других знаменитых музыкантов.

Рекомендованные статьи